Лицензирование деятельности в сфере промышленности, промышленные лицензии

В настоящее время необходимо получение лицензии для осуществления следующих видов деятельности в сфере промышленности:

1) проектирование (технологическое) и (или) эксплуатация горных (разведка, добыча полезных ископаемых), нефтехимических, химических производств, проектирование (технологическое) нефтегазоперерабатывающих производств, эксплуатация магистральных газопроводов, нефтепроводов, нефтепродуктопроводов.
2) покупка электрической энергии в целях энергоснабжения;
3) сбор (заготовка), хранение, переработка и реализация юридическими лицами лома и отходов цветных и черных металлов, за исключением деятельности по реализации лома и отходов цветных и черных металлов, образовавшихся у юридических лиц в ходе собственного производства и в результате приобретения имущественного комплекса, в составе которого находились лом и (или) отходы цветных и (или) черных металлов, лицензиатам.
 
Органы, осуществляющие выдачу лицензии в сфере промышленности
Для получения лицензии на осуществление деятельности в сфере промышленности необходимо определиться с органом, который уполномочен выдавать лицензию на осуществление того или иного вида/подвида деятельности. Орган лицензиар выбирается исходя из того в какой отрасли будет осуществляться тот или иной вид/подвид деятельности. 
 
В настоящее время органами, осуществляющими лицензирование деятельности в сфере промышленности, являются:
Комитет промышленности Министерства индустрии и новых технологий Республики Казахстан;
Комитет государственной инспекции в нефтегазовом комплексе Министерства нефти и газа Республики Казахстан;
Агентство Республики Казахстан по регулированию естественных монополий;
Местные исполнительные органы.
После определения органа, уполномоченного выдавать лицензии, необходимо собрать документы, подтверждающие соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к субъектам, желающим получить лицензию на осуществление деятельности в сфере промышленности.
Квалификационные требования, предъявляемые к отдельным видам в сфере промышленности
Квалификационные требования, предъявляемые к отдельным видам в сфере промышленности, действующие на сегодняшний день, утверждены Постановлением Правительства Республики Казахстан от 28 декабря 2007 года № 1311, а также Постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 января 2008 года № 80 «Об утверждении квалификационных требований, предъявляемых к деятельности по сбору (заготовке), хранению, переработке и реализации юридическими лицами лома и отходов цветных и черных металлов».
 
29.12.2012 года Постановлением Правительства Республики Казахстан года № 1796
«О некоторых вопросах лицензирования деятельности в сфере промышленности» утверждены новые квалификационные требования в сфере промышленности, которые объединяют квалификационные требования, предъявляемые ко всем видам деятельности в сфере промышленности, которые в настоящее время не введены в действие.
Как правило, квалификационные требования, предъявляемые к отдельным видам деятельности в сфере промышленности включают наличие в собственности или на иных законных основаниях производственной базы, помещений, необходимой техники, оборудования, служб, обеспечивающих соблюдение промышленной безопасности, техники безопасности и др. служб, обеспечивающих качественное выполнение работ, специалистов, имеющих соответствующее образование и стаж работы, утвержденных программ, правил, технологических регламентов, правил, инструкций и др. 
Квалификационные требования, предъявляемые к деятельности с ломом и отходами цветных и черных металлов
Квалификационные требования, предъявляемые к деятельности по сбору (заготовке), хранению, переработке и реализации юридическими лицами лома и отходов цветных и черных металлов, включают наличие:
1) специализированной производственной базы на праве собственности, отвечающее определенным требованиям, содержащей средства измерений, необходимое оборудование;
2) автотранспорта (грузового), находящегося на праве собственности или ином законном основании, для перевозки лома и отходов цветных и черных металлов;
3) земельного участка либо его доли с подъездными путями для автотранспорта и/или подъездными железнодорожными путями-тупиками на праве собственности;
4) инструкции по сбору (заготовке), хранению, переработке и реализации лома и отходов цветных и черных металлов, утвержденной руководителем юридического лица;
5) квалифицированного персонала (крановщик, прессовщик, газорезчик, пиротехник, дозиметрист), прошедшего специальную подготовку для работы с используемым оборудованием.
 
Порядок получения лицензии
Порядок получения лицензии определен Законом РК «О лицензировании», согласно которому в орган лицензиар представляются следующие документы:
1) заявление;
2) копия документа, удостоверяющего личность, - для физического лица;
3) копия свидетельства о государственной регистрации заявителя в качестве индивидуального предпринимателя (нотариально засвидетельствованная в случае непредставления оригинала для сверки) - для индивидуального предпринимателя;
4) копия свидетельства о постановке заявителя на учет в налоговом органе (нотариально засвидетельствованная в случае непредставления оригинала для сверки);
5) копия документа, подтверждающего уплату в бюджет лицензионного сбора за право занятия отдельными видами деятельности, за исключением случаев оплаты через платежный шлюз «электронного правительства»;
6) сведения и документы в соответствии с квалификационными требованиями.
Лицензиар в течение двух рабочих дней с момента получения документов заявителя (лицензиата) обязан проверить полноту представленных документов. В случае установления факта неполноты представленных документов лицензиар в указанные сроки дает письменный мотивированный отказ в дальнейшем рассмотрении заявления.
Для получения согласований государственных органов на предмет соответствия заявителя требованиям законодательства Республики Казахстан лицензиар в течение двух рабочих дней со дня регистрации документов заявителя на получение лицензии и (или) приложения к лицензии направляет запрос в соответствующие государственные органы по месту осуществления заявителем лицензируемого вида деятельности.
 
Государственные органы на основании запроса лицензиара в течение десяти рабочих дней направляют ответ соответствующему лицензиару о соответствии или несоответствии.
Процесс получения лицензии – это очень сложный процесс. Сложности могут возникнуть как на стадии определения органа лицензиара, так и на стадии подготовки документов, подтверждающих соответствие квалификационным требованиям.
 

Измененный порядок регистрации юридических лиц их филиалов и представительств

 

С начала 2013 года значительным изменениям подверглась процедура регистрации юридических лиц. Так, Закон РК «О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств» от 17 апреля 1995 года № 2198, дополнен статьями 6-1, 6-2 и 6-3, описывающей порядок регистрации. В статье 6-1 закреплен порядок регистрации для субъектов малого предпринимательства, который носит уведомительный характер. В регистрирующий орган учредителем (учредителями) подается электронная заявка в виде уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности. Заявка  заполняется в форме электронного документа по форме, установленной Министерством юстиции Республики Казахстан, на веб-портале «электронного правительства».
 
Для подачи заявки необходимо иметь электронную цифровую подпись, в случае её отсутствия, подпись можно получить путем подачи онлайн заявки на портале: www.pki.gov.kz. 
 
Уплата государственной пошлины за регистрацию осуществляется двумя способами: 
1) уплата сбора осуществляется через платежный шлюз «электронного правительства»;
2) либо путем уплаты сбора, до подачи соответствующих документов, в регистрирующий орган по месту регистрации объекта, после чего электронная копия квитанции, платежного поручения или иного документа, подтверждающая уплату в бюджет регистрационного сбора за государственную регистрацию юридического лица прилагается к электронному заявлению.
Выдача справки о государственной регистрации юридического лица осуществляется не позднее одного рабочего дня, следующего за днем подачи уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности. 
 
Пакет учредительных документов субъектов относящихся к малому предпринимательству остался прежним – это решение, Устав (положение), но для регистрации юридических лиц, их филиалов и представительств на государственную регистрацию не представляются. На основании вышеизложенного, у многих может возникнуть вопрос: «Зачем в таком случае готовить Устав (положение) и решение?» и это весьма обоснованно, но со своей стороны, рекомендуем не отказываться от них, так как данные документы регулируют внутреннюю деятельность юридического лица, а также определяют порядок взаимодействия учредителей и исполнительного органа. Также  в связи с тем, что по результатам электронной регистрации на руки учредителю (учредителям) выдается справка о государственной регистрации юридического лица с указанием следующей информации: наименование юридического лица, филиала и представительства, юридический адрес, бизнес идентификационный номер, регистрационный номер и дата регистрации. Той информации, которая отражена в справке недостаточно при осуществлении хозяйственной деятельности, например, для открытия счета и при обращении в организации по изготовлению печати. 
Таким образом, возникает необходимость в Уставе (положении) и решении учредителя (учредителей), в которых содержатся данные об учредителе (учредителях), руководителе, размере уставного капитала, видов деятельности и т.д. 
 
Что касается порядка регистрации субъектов, относящихся к среднему и крупному предпринимательству, а также регистрации филиалов и представительств, то документы сдаются в регистрирующий орган по месту нахождения объекта. 
Порядок регистрации некоммерческих организаций и их филиалов и представительств остался прежним, также представляются положение о филиале (представительстве) в трех экземплярах на казахском и русском языках, утвержденное юридическим лицом, копии устава (положения) и доверенность юридического лица (за исключением общественных и религиозных объединений), выданная руководителю филиала (представительства).
 
Таким образом, просматривая изменения в законодательстве и сопоставляя с практикой, приходим к выводу, что новшества ввели, но порядок работы и взаимодействия с другими учреждениями и организациями пока не определен. Т.е., субъектам предпринимательства, которых коснулись принятые изменения, потребуется время для того, чтобы эти изменения были отрегулированы на практике.

НАШИ КЛИЕНТЫ: