Абонентское обслуживание некоммерческих юридических лиц
Наша компания осуществляет абонентское юридическое обслуживание как коммерческих, так и некоммерческих юридических лиц. Юридическое обслуживание некоммерческих организаций имеет некоторые особенности, в связи с тем, что деятельность их направлена на определенную цель, не связанную с извлечением прибыли.
Некоммерческие организации находятся под особым контролем государственных органов, так как деятельность многих некоммерческих организаций в основном направлена на формирование определенных интересов у определенной целевой группы, например, на формирование политических, религиозных и иных взглядов у граждан.
Государственные органы особенно пристально осуществляют контроль и надзор за некоммерческими организациями, начиная с регистрации. Как известно, процесс регистрации некоммерческих юридических лиц является очень долгим: по законодательству Республики Казахстан срок регистрации составляет четырнадцать рабочих дней, не считая дни сдачи и приема документов. Этот срок установлен в связи с тем, что существует необходимость в проверки учредительных документов, чтобы цели некоммерческой организации не противоречили законодательству Республики Казахстан, а также не были направлены на насильственное изменение конституционного строя, нарушение целостности Республики, подрыв безопасности государства, разжигание социальной, расовой, национальной, религиозной, сословной и родовой розни, а также создание непредусмотренных законодательством военизированных формирований.
Нестандартный устав и учредительный договор.
Законодательство Республики Казахстан в сфере регистрации юридических лиц предусматривает представление учредительных документов некоммерческих организаций в регистрирующий орган при проведении процедуры государственной регистрации. Учредительными документами некоммерческих организаций являются устав для общественного объединения, религиозного объединения, устав, утвержденный собственником (собственниками), и решение собственника (собственников) о создании; для фонда, потребительского кооператива, некоммерческого акционерного общества, объединения юридических лиц в форме ассоциации (союза), иных организационно-правовых форм - устав, утвержденный учредителями, и учредительный договор.
Устав некоммерческой организации должен соответствовать требованиям, предусмотренным ст. 22 Закона РК «О некоммерческих организациях». В этой статье в пункте 1 устанавливаются положения, которые должны быть в уставе в обязательном порядке. В п. 2 вышеуказанной статьи определено, что устав может содержать иные положения, не противоречащие законодательству Республики Казахстан. Здесь и возникают проблемы. Зачастую приходится доказывать соответствие законодательству Республики Казахстан того или иного положения, которое желают включить в устав учредители некоммерческой организации. Например, у учредителей учреждения возникла необходимость определения размера имущества внесенного при создании учреждения и указания их в учредительных документах – учредительном договоре и уставе. Однако регистрирующий орган может отказать в государственной регистрации учреждения, ссылаясь на то, что в некоммерческой организации не может быть указан размер внесенных вкладов, не обращая внимания на то, что вклады учредителей в формирование имущества некоммерческой организации в натуральной и иных формах, кроме денежной, оцениваются в денежной форме по соглашению всех учредителей. Нашим юристам все-таки удалось внести желаемые пункты в устав учреждения и провести процедуру регистрации устава в желаемой редакции.
Согласно Закону РК «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан», государственные органы в пределах своих полномочий по основаниям и в порядке, предусмотренном законодательством вправе осуществлять контроль и надзор, который проводится в форме проверок.
Некоммерческие организации подвергаются проверкам. При назначении и проведении проверки юристы проверяют законность и основания проведения проверки. При необходимости принимают меры по защите прав клиента в период проведения проверки.
Лицензия на яды. Оборот ядовитых веществ в Республике Казахстан
В целях безопасности населения и охраны здоровья в Республике Казахстан деятельность в сфере оборота ядовитых веществ подлежит лицензированию. Для деятельности связанной с производством, переработкой, приобретением, хранением, реализацией, использованием и уничтожением ядов, необходимо получение лицензии в порядке, определенном Законом РК «О лицензировании».
Однако для оборота ядов в Республике Казахстан наличие только лицензии не достаточно, так как согласно Закону Республики Казахстан «О безопасности химической продукции» обращение ядов на территории Республики Казахстан допускается только после государственной регистрации в уполномоченном органе. Таким образом, производители, поставщики, импортеры ядовитых веществ, обязаны зарегистрировать их в Комитете промышленности Министерства индустрии и новых технологий Республики Казахстан.
Из вышеизложенного следует, что производители, поставщики, импортеры ядовитых веществ для введения в оборот ядов обязаны пройти следующие процедуры:
1. получение лицензии на соответствующий вид деятельности;
2. регистрация ядовитого вещества в уполномоченном органе;
3. если яды ввозятся на территорию Республики Казахстан – получить лицензию на импорт ядовитого вещества.
Получение лицензии
Согласно Закону Республики Казахстан «О лицензировании» процесс получения лицензии занимает 15 рабочих дней. Лицо, желающее получить лицензию, подает в уполномоченный орган лицензиар следующие документы:
1. заявление установленной формы;
2. нотариально удостоверенную копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица или справку о государственной регистрации юридического лица;
3. документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора;
4. сведения и документы в соответствии с квалификационными требованиями.
В настоящее время квалификационные требования на осуществление деятельности в области оборота ядовитых веществ, утверждены Постановлением Правительства Республики Казахстан от 21 января 2013 года № 18 «О некоторых вопросах лицензирования деятельности по производству, переработке, приобретению, хранению, реализации, использованию, уничтожению ядов».
Регистрация ядов
Ядовитые вещества согласно Закону РК «О безопасности химической продукции» относятся к химической продукции, следовательно, согласно п. 2 ст. 12 указанного Закона для их обращения необходима процедура регистрации в соответствии с законодательством Республики Казахстан. При нарушении условий о регистрации химического вещества, юридическое лицо, допустившее такое нарушение подлежит привлечению к административной ответственности.
Порядок регистрации химической продукции закреплен в Правилах регистрации и учета химической продукции, утвержденных Постановлением Правительства Республики Казахстан от 11 июня 2008 года № 572 (далее - Правила).
В соответствии с Правилами, для регистрации химического вещества, необходимо подать в уполномоченный орган заявление о регистрации химической продукции и паспорт безопасности химической продукции, содержание которого должно соответствовать требованиям Закона РК «О безопасности химической продукции» и стандарту СТ РК 1185-2006. Кроме указанных документов в уполномоченный орган в соответствии с пп. 4 п. 2 ст. 14 Закона РК «О безопасности химической продукции» необходимо представить также результаты экологической, санитарно-эпидемиологической, токсикологической экспертиз и экспертизы промышленной безопасности ядовитого вещества.
После подачи всех документов, уполномоченный орган в течение пяти рабочих дней рассматривает их и выдает свидетельство о государственной регистрации химической продукции либо мотивированный отказ в регистрации химической продукции.
Таким образом, для обращения ядовитых веществ на территории Республики Казахстан необходимо получить лицензию на осуществление деятельности по обращению ядов, затем получить свидетельство о государственной регистрации химической продукции, а в случае импорта ядов, получить соответствующую лицензию на импорт. Хотелось бы отметить, что прохождение процедур по получению всех разрешительных документов, необходимых для обращения ядовитых веществ, как показывает практика, является сложным процессом, занимающим, как правило, около 2-3 месяцев.
Лотерейная деятельность. Лицензия на лотерею в Казахстане
Что такое лотерейная деятельность и ее государственное регулирование?
Лотерея — это игра, исход которой зависит от случайного извлечения того или иного лотерейного билета, номера (жребия, лота).
Лотерея представляет собой своего рода развлечение для населения, которое контролируется государством.
Так, статья 27 Закона РК от 11 января 2007 года № 214-III «О лицензировании» предусматривает обязательность получения лицензии на осуществление деятельности по организации и проведению лотерей, то есть выдаваемого в соответствии с законом документа, предоставляющего организатору право осуществлять деятельность по организации и проведению лотерей.
Также, согласно п. 4 статьи 6 Закона РК от 31 января 2006 года № 124-III «О частном предпринимательстве» для лотерейной деятельности существует ограничение, которое касается статуса субъекта предпринимательства, т.е. компания не может работать как субъект малого бизнеса, статус должен быть средний либо крупный бизнес.
Лотерейная деятельность - предпринимательская деятельность, связанная с извлечением дохода от организации и проведения лотереи.
Лотерея - игра, в ходе которой ее организатор проводит между собственниками лотерейных билетов розыгрыш призового фонда лотереи, при этом определение выигрышных лотерейных билетов не должно зависеть от воли и действий субъектов лотерейной деятельности и является исключительно делом случая.
Ни для кого не секрет, что лотерейная деятельность является весьма прибыльным бизнесом для организаторов лотерей, но и также приносит большой поток денежных средств в бюджет государства.
Виды лотерей в зависимости от способа формирования и розыгрыша призового фонда:
1) мгновенная лотерея;
2) тиражная лотерея
3) SMS-лотерея;
Виды лотерей в зависимости от предмета выигрыша:
1) денежная лотерея;
2) денежно-вещевая лотерея;
3) вещевая лотерея.
Хотелось бы отметить тот факт, что с учетом активного использования современных технологий тиражная лотерея становится менее популярной, все больше активнее внедряются мгновенные электронные виды лотерей.
В Казахстане электронные лотереи появились не так давно, но, тем не менее, спрос на них стремительно растет.
Квалификационные требования к заявителям для получения лицензии на организацию и проведение лотереи в Республике Казахстан:
1. Для мгновенных лотерей:
1) наличие инструктивного и методического материала по организации и проведению лотереи;
2) наличие правил внутреннего контроля;
3) наличие у заявителя:
на праве собственности здания (части здания, помещения) для хранения лотерейных билетов, денежных средств и призового фонда лотереи;
лотерейного оборудования, принадлежащего на праве собственности (только при реализации лотерейных билетов через указанное оборудование);
кассы организатора лотереи (аппаратно-программного комплекса), осуществляющего учет лотерейных билетов и прием оплаты за участие в лотерее, а также произведения выплаты выигрышей;
договора с субъектами по продажам лотерейных билетов;
5) образцов лотерейных билетов с раскрытием степеней защиты от подделок, в которых содержится информация на государственном и русском языках;
4) наличие договора с субъектами предпринимательства, осуществляющими охрану и транспортировку лотерейных билетов, денежных средств.
2. Для тиражных лотерей:
1) наличие инструктивного и методического материала по организации и проведению лотереи;
2) наличие правил внутреннего контроля;
3) наличие у заявителя:
на праве собственности здания (часть здания, помещение) для хранения лотерейных билетов, денежных средств и призового фонда лотереи;
лотерейного оборудования, принадлежащего на праве собственности (только при реализации лотерейных билетов через указанное оборудование);
кассы организатора лотереи (аппаратно-программного комплекса), осуществляющего учет лотерейных билетов и прием оплаты за участие в лотерее, а также произведения выплаты выигрышей;
договора о прямой трансляции на телевидении с указанием предполагаемого эфирного времени и даты проведения розыгрыша;
договора с субъектами по продажам лотерейных билетов;
образцов лотерейных билетов с раскрытием степеней защиты от подделок, в которых содержится информация на государственном и русском языках;
4) наличие договора с субъектами предпринимательства, осуществляющими охрану и транспортировку лотерейных билетов, денежных средств.
3. Для SMS-лотерей:
1) наличие инструктивного и методического материала по организации и проведению лотереи;
2) наличие правил внутреннего контроля;
3) наличие у заявителя:
на праве собственности здания (часть здания, помещение) для хранения оборудования, электронных документов, денежных средств и призового фонда лотереи;
кассы организатора лотереи (аппаратно-программного комплекса), осуществляющего учет лотерейных билетов и прием оплаты за участие в лотерее, а также произведения выплаты выигрышей;
договора о прямой трансляции на телевидении с указанием предполагаемого эфирного времени и даты проведения розыгрыша;
договора с операторами сотовой связи на проведение SMS-лотереи, предусматривающего обязательство по направлению обратного SMS-сообщения участникам лотереи, где содержатся сведения;
4) наличие договора с субъектами предпринимательства, осуществляющими охрану и транспортировку денежных средств, в том числе электронных документов (SMS-сообщений).
Лицензию на организацию и проведение лотереи кроме государственных (национальных) выдает Агентство Республики Казахстан по делам спорта и физической культуры.
В мире лотерейная деятельность приобрела огромные масштабы, если взять пример лотерейных барабанов Европы, то на них ежегодно прокручивается почти 60 млрд. долларов США. Таким образом, мы видим, что лотерейная деятельность, является прибыльной отраслью для Компаний и приносит хороший доход в бюджет государства путем оплаты налогов.
В Казахстане на сегодняшний день рынок лотерей невелик, но за счет внедрения новых технологий растет спрос на лотерейную деятельность. Поэтому считаем необходимым скорейшее принятие Закона РК «О лотереях и лотерейной деятельности», который будет четко расставлять акценты и регулировать деятельность лотерейных компаний в данном сегменте рынка.
Лицензионный договор
Передача прав на использование объектов интеллектуальной собственности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица в соответствии с законодательством Республики Казахстан осуществляется по лицензионному договору.
Общие положения о лицензионном договоре закреплены в статье 966 Гражданского кодекса Республики Казахстан, которая устанавливает в качестве предмета лицензионного договора передачу прав временно использовать соответствующий объект интеллектуальной собственности определенным способом. Следовательно, в лицензионном договоре должен быть в обязательном порядке конкретизирован передаваемый объект интеллектуальной собственности, а также определены способы использования объекта интеллектуальной собственности.
Лицензионный договор предполагает передачу:
1) права использования объекта интеллектуальной собственности с сохранением за лицензиаром возможности его использования и права выдачи лицензии другим лицам (простая, неисключительная лицензия);
2) права использования объекта интеллектуальной собственности с сохранением за лицензиаром возможности его использования, но без права выдачи лицензии другим лицам (исключительная лицензия).
В случае отсутствия в лицензионном договоре условия о виде лицензии, предполагается, что выдана неисключительная лицензия, и собственник объекта интеллектуальной собственности вправе передать право использования объекта иным лицам.
Законодательно к лицензионному договору, в зависимости от вида объекта интеллектуальной собственности, передаваемого по нему, предъявляются определенные требования, выполнение которых обязательно, в противном случае лицензионный договор может быть признан недействительным.
Например, при передаче авторских прав по авторскому договору, который является разновидностью лицензионного договора, Законом РК «Об авторском праве и смежных правах», предъявляются требования к содержанию договора и его форме. Так, согласно статье 32 Закона РК «Об авторском праве и смежных правах» авторский договор должен быть заключен в письменной форме (за исключением передачи права на использование воспроизведения в периодическом печатном издании) и содержать условия о способах использования произведения (конкретные права, передаваемые по данному договору).
При передаче прав на использование изобретения, полезной модели, промышленного образца, а также о передачи права на товарный знак лицензионный договор должен быть зарегистрирован в патентном органе (организации).
Регистрация лицензионного договора в настоящее время осуществляется Комитетом по правам интеллектуальной собственности Министерства юстиции Республики Казахстан. Порядок и сроки регистрации лицензионного договора оговорены в соответствующих законах и в инструкциях, утвержденных Приказами Министра юстиции Республики Казахстан.
На основании вышеизложенного, предлагаем при заключении лицензионного договора обратить внимание на следующее:
1. предусмотреть в лицензионном договоре условия о вознаграждении за использование объекта интеллектуальной собственности;
2. в обязательном порядке закрепить характер передаваемых прав (исключительные или неисключительные права);
3. определить объем передаваемых прав на использование объекта интеллектуальной собственности;
4. в случае, когда возникновение права собственности на объект интеллектуальной собственности должно быть зарегистрировано, приложить к лицензионному договору, документы, подтверждающие регистрацию прав.
Строительная лицензия для иностранных компаний
Строительство относится к числу стратегических отраслей нашей жизнедеятельности, поскольку играет важную роль в решении социальных и экономических задач развития экономики. В связи с чем государство в данной отрасли выполняет контрольно-надзорные функции, в первую очередь, выражая это необходимостью получения лицензии для осуществления изыскательской, проектной, строительно-монтажной деятельности, а также деятельности по организации строительства жилых зданий за счет привлечения денег дольщиков.
Лицензирование в Казахстане - является методом государства для осуществления контроля в области проектирования, капитального и текущего ремонта, реконструкции и строительства зданий и сооружений.
Лицензирование в Казахстане относится к разрешительной системе административно-правового регулирования хозяйственной деятельности и представляет собой свод требований и условий, выполнение и соблюдение которых необходимо для получения лицензии, которая является разрешением заниматься тем или иным видом хозяйственной деятельности. В связи с тем, что строительная деятельность сопряжена с риском для жизни и здоровья людей, а также при неправильном осуществлении деятельности может представлять угрозу окружающей среде, многие государства используют лицензирование в качестве механизма контроля и надзора за деятельностью строительных компаний.
Лицензирование в Казахстане служит административным барьером для недопущения на рынок Казахстана некомпетентных застройщиков, которые не обладают должными навыками и умениями и могут причинить вред жизни, здоровью и безопасности людей.
Все вышесказанное относится к казахстанским подрядчикам, но у нас есть немало иностранных строительных компаний желающих работать в Казахстане, как же обстоит дело с ними? Как правило, к нам приезжают иностранные компании, имеющие определенный опыт в строительной отрасли в своей стране. Но ввиду недавно принятых изменений, касающихся сферы строительства (Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования разрешительной системы» от 15.07.2011г.), которые делят подрядчиков на три категории, согласно Закону РК «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности» от от 16 июля 2001 года № 242-II, для иностранных подрядчиков обладающих опытом работы в строительной области является препятствием для получения лицензии I или II категории, поскольку у них нет опыта работы в нашей стране.
В Законе РК «О лицензировании» от 11.01.2007 года № 214-III нет норм предусматривающих возможность признание лицензий на осуществление строительных работ, выдаваемых лицензионными органами иностранных государств. Но, такой порядок предусмотрен Соглашением о взаимном признании лицензий на осуществление строительной деятельности, выдаваемых лицензионными органами государств – участников Содружества Независимых Государств (Москва, 27 марта 1997 года). Так, согласно статье 2 Соглашения: «Лицензиары Сторон взаимно признают выданные ими лицензии на отдельные виды строительной деятельности, по которым у них порядок выдачи лицензий эквивалентен, путем оформления и выдачи лицензиату соответствующей национальной лицензии.
Порядок взаимного признания лицензий, выдаваемых лицензиарами Сторон, обмена образцами бланков лицензий и печатей, эквивалентность отдельных видов строительной деятельности (по согласованному перечню работ и услуг) и порядок решения других вопросов в рамках настоящего Соглашения устанавливают центральные органы государственного управления строительством или иные уполномоченные государственные органы Сторон на основе отдельных договоров, заключенных между ними».
Таким образом, получается, что для иностранных компаний государств – участников Содружества Независимых Государств, применяются аналогичные требования, как и к казахстанским компаниям.